/* GoogleAds */

Главная

ПРОЕКТ "ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ"

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


agni:biograf:1911:start

Елена, Николай, Юрий, Святослав Рерихи. Летопись семьи Рерих. Дневники семьи Рерих. 1911 год

В 1911 году Николай Рерих продолжает выполнять обязанности директора училища Императорского Общества поощрения художеств.

В 1911 году Николай Рерих продолжает занимать должность председателя общества журнала «Мир искусства».

В 1911 году Николай Рерих совершает поездку по Рейну и в Голландию.

В 1911 году Николай Рерих принимает участие в росписи храма Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой в Талашкине Смоленской губернии.

В 1911 году Николай Рерих продолжает писать эскизы декораций и костюмов к балету «Весна священная» (Сцены языческой Руси). В этой работе Николай Рерих принимал участие не только как декоратор, но и как соавтор либретто. И.Стравинский не только написал музыку, но и помог при составлении либретто. Картины отдельных танцев компоновал В.Нижинский. Свидание Стравинского и Николая Рериха в Талашкине летом 1911 года дало толчок к успешному завершению «Весны Священной». Первое представление в мае 1913 г. в Париже, в театре Елисейских Полей (антреприза Дягилева).

В 1911 году Николай Рерих пишет эскиз декорации для комедии Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»)1)

В 1911 году Николай Рерих пишет многочисленные эскизы декораций и костюмов для спектакля Ибсена «Пер Гюнт» 2). Эта работа продолжена и в 1912 году.

Освобождая время для новых живописных исканий, Николай Рерих начинает понемногу отходить от общественной работы. В 1911 году Николай Рерих слагает с себя звание председателя Комиссии Музея допетровского искусства и быта.

В 1911 году Николай Рерих принимает участие в создании проекта надгробия композитору Н.А. Римскому-Корсакову, который установлен в некрополе Александро-Невской лавры.

В 1911 году в Москве проходит выставка общества «Мир искусства», в которой принимают участие картины Николая Рериха.

В 1911 году Николай Рерих выступает с докладом на IV съезде русских зодчих, где он еще раз излагает все пункты своей программы по сохранению и воссозданию русской старины.

В 1911 году Елена Рерих сообщает о видении ею падающей с небес Огненной Рыбы.

В 1911 году картины Николая Рериха принимают участие в выставках в Риме.

Биографические данные

январь 1911 г. - в Одессе в городском музее изящных искусств продолжается выставка журнала «В мире искусств». В каталоге выставки обозначено восемь произведений Николая Рериха:

  • Илья
  • Слобода берендеев
  • Эскиз иконы
  • Голубая роспись
  • Эскиз стенописи
  • Этюд
  • Въезд Грозного в Псков
  • Пустыня

Рецензируя выставку, Н.Баженов, в статье «Выставка картин», помещенной в Одесском листке от 21 декабря 1910 г., отметил: «Религиозной живописи отдал дань Рерих, на этот раз выставивший эскизы икон и иконостаса».

декабрь 1911 - январь 1912 года - проводился Всероссийский съезд художников. Николай Рерих пишет статью «Земля обновленная», посвященную этому событию.

Творческие данные

Картины Николая Рериха

  • Городище. Town Site. Темп. (21, 24). / Городище (Гнездово). (78).
  • Двери церкви Петра и Павла в Новгороде. Эскиз декорации. К., акв. 52 * 75. Иркутский обл. худ. музей им. В.П. Сукачева, ЖА-163. (Иркутский областной художественный музей. Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Л.: Художник РСФСР, 1961). / Б., акв. Жа-163. (Российские академики XVIII - XX вв. в собрании Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачева. Иркутск: Артиздат, 2002). – Ср. «Церковная дверь» в 1910. Участвовала в выставке в феврале 1911.
  • Картон для мозаики над входом в церковь в имении Талашкино. Design in Black for the Mosaic over the Church Entrance at Talashkino. (21, 24). / (Спас). Темп. (78).
  • Книга Голубиная. The Doves' Book. Б. на к., темп. 46 * 46. Cмоленский гос. объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, N СМИ-1627. (21, 24, 32). / Эскиз. (78). / Книга Голубиная (Помин о четырех королях). (74). / Помин о четырех королях. Б., темп. (75).
  • Пречистый Град врагам озлобление. The Fairest City Is the Enemies' Vexation. 1912. Темп. (21, 24). – Датировать следует 1911 годом, поскольку уже в декабре 1911 г. в журнале «Огонек» появилась репродукция произведения, как иллюстрация к сказке А.М. Ремизова «Золотой кафтан».
  • Проект памятника Н.А. Римскому-Корсакову. Design for the Monument for Rimsky-Korsakov. (21, 24). - Л.В. Короткина (журнал «Культура и время», N 1/2 за 2002) датирует 1912 г., памятник установлен 5.5.1912, но в газете «Биржевые ведомости» за 13.10.1910 написано, что памятник по его эскизу уже сооружается.
  • Сеча при Керженце. К., темп. 53 * 71. М., собр. Н.В. Корецкой. (32).
  • Сеча при Керженце. Декоративное панно, сопровождавшее исполнение музыкального антракта «Сеча при Керженце» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Париже в театре Шатле [(Антреприза С.П. Дягилева)]. Х., темп. (32). /
  • Сеча при Керженце. Battle at Kerjenetz. Эскиз занавеса. К., темп., графит, гуашь. 52,5 * 70,5. ГРМ, N Ж-10994. (21, 24, 57б, 41). 48*
  • Синий пейзаж. The Blue Landscape. Темп. (21, 24).
  • Сошествие в ад. Descent into Hell. Темп. (21, 24). / Сошествие Христа во ад. Эскиз. (78).
  • Трон невидимого бога. Эскиз росписи церкви в Талашкине. К., гуашь. 59 * 88. Cмоленский гос. объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник. (32). / К., темп. (75).
  • Царица Небесная. Эскиз росписи для храма Святого Духа в Талашкине. Б. на к., гуашь, кар., акв. США, Даллас, собрание Джо Ягоды. (Е.П. Маточкин. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Агни, 2005; 75). / К., гуашь. 47 * 31. (79). – Ср. 1931 г.
  • Человечьи праотцы. Our Forefathers. Х., темп. 63,3 * 89,9. Великобритания, Оксфорд, The Ashmolean Museum. (21, 24, 32). / 69,5 * 90. (48).
  • Человечьи праотцы. Эскиз к картине. Our Forefathers, Variant(?). Около 1911. Б. на к., темп. 11,0 * 15,3. МИСР. (21, 24, 73, 73б).
  • Пейзаж к предыдущей картине. Landscape for the Preceding Painting. Темп. (21, 24).
  • Эскиз декорации для [постановки драмы Лопе де Вега] «Фуенте Овехуна» [(«Овечий источник») на сцене Старинного театра в С.-Петербурге в 1912 году]. Design of the Setting for «Fuente Ovejune». К., темп. 51 * 76. (21, 24, 41). - Ср. ниже.
  • Эскизы декорации для постановки драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт» на сцене Московского Художественного театра в 1912 году. Settings to «Peer Gynt»:
  • ~~Вершины гор. Рисунок. Peaks of the Mountains (Drawing). (21, 24).
  • ~~Гегстад. Hegstad. К., темп. 64,5 * 86,5. СПб., собр. З.К. Гордеевой (21, 24, 41). / Усадьба в Хегстаде. (78).
  • ~~Гегстад. Рисунок. Hegstad, Sketch (Drawing). (21, 24).
  • ~~Мельница в горах. A Mill in the Mountains. Темп. (21, 24). – См. 1912.
  • ~~Мельница в горах. A Mill in the Mountains. Рисунок. (21, 24).
  • ~~Рондские скалы. Х., мас. 42,5 * 79,5. Нац. галерея Армении, N 977/1471. (32).
  • ~~Рондские скалы. Рисунок. The Rondian Rocks (Drawing). (21, 24).
  • ~~Рондские скалы. Эскиз. Рисунок. The Rondian Rocks, Sketch (Drawing). Б. на к., кар., акв., темп. 12,4 * 17,1. ГЦТМ, N 177742. (21, 24, 41). - См. в 1912 г. с другим номером.
  • ~~Усадьба в Гегстаде. К., паст., уголь, гуашь. 45 * 46,5. СПб., собр. Н.Д. Токмачевой. (41).

- «Декорации к «Пер Гюнту»… будет писать… Рерих» («Речь»-23.8.1911). «Приехал художник Рерих, привезший эскизы декораций к «Пер Гюнту»» («Студия» (Москва) - 17.12.1911). В письме Ю.Н. Рериха от 28.2.1958 говорилось, что в музее МХТ целая стена - эскизы Н.К. к «Пер Гюнту».

  • Эскиз занавеса к постановке оперы-былины Н.А. Римского-Корсакова «Садко», не получивший сценического осуществления:
  • ~~Корабль Садко (Садко). Sadko. Темп. (21, 24, 41).
  • Вариант флейтиста из «Человечьи праотцы». Nicholas Roerich or George Roerich. Variant of flute-player from «Our Forefathers». Б., кар. 32,8 * 28,9. МРН. (48).
  • Графика. Тушь. Рисунок. Собр. Е.М. Величко. (Е.М. Величко. Учась у тишины. М.: Дельфис, 2004).
  • Декорации к «Фуенте Овехуна» (Stage Design for «Fuente Ovehuna»). Б., акв., гуашь. 52,4 * 76,5. Эскиз продан 27.11.2006 на аукционе Bonham’s (интернет). - Ср. выше (материалы указаны разные, но размер совпадает).
  • Пейзаж с восточными мотивами. Б. линованная в клетку, кар. 29,0 * 23,0. Музей личных коллекций при Гос. музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (М.), собр. И.С. Зильберштейна, N МЛК ГР-545. (61). - Есть надпись: НР. 3.IV.1911.
  • Первоначальный эскиз [декорации для постановки «Фуенте Овехуна»]. First Sketch for «Fuente Ovejune». Рисунок. (21, 24). / Эскиз декораций. (41).
  • Рисунок для обложки сборника «Под Благодатным небом». М., 1911. (32).
  • «Сеча при Керженце». Беглый набросок композиции картины 1911 г. Б., кар. графитный. 22,3 * 35,8. ГРМ, N Р-50512. (57б). / Ледовое побоище (?). Набросок композиции. Не датировано. (32). - Ср. «Ковер-самолет» 1915 г.
  • «Сеча при Керженце». Набросок композиции картины 1911 г. Б., уголь. 15,9 * 20,6. ГРМ, N Р-50513. (57б). / Погоня. Не датировано. (32).
1)
вторая сессия спектаклей «Старинного театра» в СПб
2)
Постановка Московского Художественного театра
agni/biograf/1911/start.txt · Последние изменения: 2020/04/11 15:02 (внешнее изменение)

Вы можете оставить свои комментарии в разделе "Обсуждение".
Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку "Подписаться", расположенную справа снизу каждой страницы (знак конверта).




Индекс цитирования