/* GoogleAds */

Главная

ПРОЕКТ "ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ"

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


agni:biograf:1934:0531

31 мая 1934 года

Экспедиция Николая Рериха прибыла в Харбин, где устроила базу для подготовки предполагаемой экспедиции в Восточную Монголию (Барга), Хинганские горы и Джехол.1) На харбинском вокзале Рериха встречали жители города, почти 150 человек, собравшихся, невзирая на проливной дождь. Среди встречающих были брат художника В.К.Рерих, давний сотрудник П.А.Чистяков и знакомый по переписке поэт А.А.Ачаир-Грызов. Профессуру представляли Г.К.Гинс, с. В.Кузнецов, Н.И.Никифоров и писатель В.Н. Иванов.

В Харбине был сформирован экспедиционный отряд из местных русских (помимо отца и сына Рерихов и двух американских ботаников). Первая летняя экскурсия в Баргу состоялась в августе 1934 года. Вторая, в Гоби, началась в конце ноября 1934 года.

Первоначальный план состоял в том, чтобы начать полевую работу в конце июня и провести июль в Барге, а август в Джехоле. Однако Рерихам пришлось отложить отъезд по причине неприбытия вовремя двух ботаников, задержанных в Дайрене.

Николая Рерих по приглашению декана Юридического факультета в Харбине Никифорова принял участие в празднике, посвященном 15-й годовщине этого высшего учебного заведения. Торжество прошло в большом зале Коммерческого собрания, и «центром всеобщего внимания» стал, конечно, академик Рерих. По единодушному мнению, он поднял атмосферу одним только своим присутствием, и собрание превратилось в праздник эмиграции. Суть некоторых выступлений сводилась к следующему. Постепенно в среде эмиграции создается новое мировоззрение, которое можно назвать «историческим активизмом». В его основе лежит вера в человека и в идею. Личность, вооруженная свободой духовного творчества, несомненно должна занять «место на колеснице истории».

Вечером Николай Рерих собрав у себя дома за чаем корреспондентов харбинских газет всех вместе, заявил, что «давно мечтал поработать» в Маньчжурии. «Я предполагал некоторое время тому назад проехать в Харбин, но тогда был конфликт Китая и СССР, и я не рискнул пробраться до Харбина»2)

В интервью Николай Рерих много говорил о Тибете и остановился на политическом положении страны «Вечных снегов». Случайно ли это? Затем эстафету подхватил Юрий Рерих и отметил, что «со смертью Далай-ламы могут произойти большие перемены… Политическая конъюнктура крайне неуравновешенная. Чувствуется влияние иностранцев, но большевистского давления совершенно нет. Жители Тибета знают Россию, но почти не имеют понятия об СССР».

В газете «Рупор» (Харбин) № 143 вышла статья Жарова Л. «Нищие русские эмигранты – миллионеры духа. Н.К.Рерих о неисчерпаемых культурных богатствах Зарубежной Руси».

В газете «Заря» № 143 вышла статья М.Ш. (Шмидт М.) «Зовущий человечество к светлому будущему. Беседа «Зари» с академиком Н.К.Рерихом». Михаил Шмидт завершил интервью с Николаем Рерихом своими пространными размышлениями, не сомневаясь, что встретился с воплощенным шамбалинским вождем, который «поднял из праха многоцветные знамена Востока, и только он в нашу эпоху мог угадать и изучить значение таинственного и могучего движения, именуемого Шамбала».

1)
По данным В.Росова Рерих прибыл в Харбин 30 мая 1934 года, но сам Николай Рерих в письме Генри Уоллесу от 1 октября 1934 года пишет, что в Харбин он прибыл 31 мая 1934 года.
2)
Статья «Прибытие знаменитого русского художника Н.К.Рериха в Харбин» в газете «Наш Путь» (Харбин) № 133 (227).
agni/biograf/1934/0531.txt · Последние изменения: 2020/03/18 17:57 (внешнее изменение)

Вы можете оставить свои комментарии в разделе "Обсуждение".
Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку "Подписаться", расположенную справа снизу каждой страницы (знак конверта).




Индекс цитирования