/* GoogleAds */
В 1913 году Николай Рерих продолжает выполнять обязанности директора училища Императорского Общества поощрения художеств. При Обществе создана художественно-промышленная мастерская чеканки.
Двоюродный брата Елены Рерих - Степан Степанович Митусов (занимал должность секретаря, помощника инспектора Общества), в 1913 году организовал в Школе хор.
В 1913 году брат Николая Рериха - Борис Рерих оканчивает Академию художеств. Борис Рерих занимался в мастерской профессора архитектуры Л. Н. Бенуа. За дипломную работу «Проект железнодорожного вокзала для столицы» Борис Рерих удостоен звания архитектора-художника.
С 1913 года в Школе в общерисовальных классах преподаёт младший брат Николая Рериха - Борис Константинович Рерих.
В 1913 году Николай Рерих состоит директором женских курсов Высших архитектурных знаний Е.Т.Богаевой.1) Преподавателем и секретарём этих курсов с 1913 года служит Борис Рерих.
В 1913 году Николай Рерих публикует статью «Индийский путь», в которой пишет о необходимости изучения культуры Индии и организации туда большой экспедиции. Вместе со своим другом археологом В.Голубевым 2) Николай Рерих составляет план экспедиции и начинает готовиться к путешествию, ставя перед собой цель изучить на месте первоисточники восточной философии и древние памятники искусства, которые, как он полагал, помогли бы оздоровить современную мировую культуру, привести человечество к духовному возрождению, к новому Ренессансу. В этом же году Николай Рерих встречается с В. Голубевым в Париже. Голубев показывает Николаю Рериху снимки и предметы, привезенные из Индии.
В 1913 году Николай Рерих работает в комитете по строительству буддийского храма в Петербурге.
В 1913 году Николай Рерих пишет эскизы для трагедии Метерлинка «Принцесса Мален» Метерлинка. Эскизы исполнены для Московского Свободного театра; в этом же году для того же театра сделаны два эскиза для «Кощея» Римского-Корсакова (первый из них близок к «Избе смерти», а второй к «Дарам»); обе постановки, вследствие распадения театра, рампы не увидели.
Позже Николай Рерих пишет: «В 1913 году <…> для Московского «Свободного театра» была подготовлена постановка «Принцессы Мален» Метерлинка, в четырнадцати картинах, но из-за краха этого театра постановка не была закончена. Я слышал, что он (Метерлинк) очень одобрил мои эскизы к «Принцессе Мален», <…> они разошлись по многим музеям в Стокгольме, Гельсиндорфе, в Москве, в Нью-Йорке. Много вещей не было снято и теперь следов не найдешь… Для меня Метерлинковская серия была не только театральными эскизами… У Метерлинка много синих, фиолетовых, пурпурных аккордов, и все это мне особенно отвечает».
Освобождая время для новых живописных исканий, Николай Рерих начинает понемногу отходить от общественной работы. В 1913 году Николай Рерих слагает с себя председательство в журнале «Мир искусств».
В 1913 году Рерих делает эскиз мозаики для памятника А.И.Куинджи, который установлен в некрополе Александро-Невской лавры.
В 1913 году Николай Рерих начал большую ответственную работу для Казанского вокзала в Москве — два огромных панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». В основу первой композиции лег вариант занавеса, который был показан в 1911 году в Париже в театре Шатле. Художник сохранил первоначально найденное им образное и стилистическое решение, ввел небесный бой. В соответствующем духе было решено и второе, парное панно. Но строительство вокзала затянулось на долгие годы, и замыслам Рериха не суждено было осуществиться. Не сохранились и сами панно. Об этой грандиозной работе в настоящее время можно судить только по двум небольшим эскизам, один из которых находится в Государственном Русском музее («Сеча при Керженце»), другой — в Государственной картинной галерее Армении («Покорение Казани»).
В 1913 году, когда сам Николай Рерих должен был пройти курс лечения на Кавказе, Елена Ивановна Рерих провела лето с детьми в Павловске под Петербургом.
В 1913 году Николай и Елена Рерих вместе с сыновьями Юрием и Святославом проводят раскопки в Бологом.
май 1913 г. - в Париже в театре Елисейских Полей (антреприза Дягилева) состоялась премьера балета «Весна священная» (Сцены языческой Руси). В этой работе Николай Рерих принимал участие не только как декоратор, но и как соавтор либретто. И.Стравинский не только написал музыку, но и помог при составлении либретто. Картины отдельных танцев компоновал В.Нижинский.
май 1913 г. - Святослав держит экзамен в приготовительный класс гимназии, о чем сохранилось следующее «Удостоверение»: «Дано сие от С[анкт]-Петербургской Гимназии К. Мая сыну художника СВЯТОСЛАВУ РЕРИХ, православного вероисповедания, родившемуся [в] 1904 году, в том, что он, Святослав Рерих, весною 1913 года подвергался вступительному экзамену в приготовит[ельный] класс означенной Гимназии К. Мая, при чем обнаруж[ил] следующие познания: в Законе Божьем – три (3), в Русском языке – четыре (4), в Арифметике – четыре (4). На основании указанных познаний, означенный Святослав Рерих может быть с осени 1913 года принят в число учеников приготовит[ельного] класса С[анкт]-Петербургской Гимназии К. Мая».
16 сентября 1913 г. - Николай Рерих пишет в «Записке директора»: «Каждое дело может жить лишь постоянным развитием».
24 октября 1913 г. - умерла Екатерина Васильевна Шапошникова - мать Елены Ивановны Рерих. Похоронена в Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
31 октября 1913 г. - Елене Ивановне Рерих приснился сон, в котором она впервые увидела Иисуса Христа. Также Елене Ивановне Рерих впервые была придана сила огненных энергий.
- «Акад. Н.К. Рерих получил из Москвы уведомление, что опера «Кащей» Римского-Корсакова, к которой он должен был написать декорации, по всей вероятности, не пойдет в Свободном театре» («Речь»-22.11.1913). «На днях дирекция театра [Музыкальной драмы] получила от Н.К. Рериха уведомдение, что он принял предложение написать эскизы… к «Кащею»…» («Речь»-13.7.1914).
- «Академик Н.К. Рерих закончил эскизы… Всего художник написал 15 эскизов и около 70 картин» («Речь»-16.9.1913).