/* GoogleAds */
Биография и письма семьи Рерих. 1924 год
Н.К.Рерих приехал в Нью-Йорк.
24.X.24
Сегодня в час дня на “Аквитании” приехал Н.К. со Светиком. Встречали все мы с Таруханом и Нару1). Радость огромная. Н.К. чудно выглядит, помолодел, похудел и весь светится огромным светом. Простояли мы на пирсе до 4-х. Модра утром выехала на пароход с репортерами и устроила все, что нужно для газет. Н.К. по дороге к Школе рассказал, что в Париже ему плохо говорили о Тарухане, а Ремизов прямо просил, чтобы Н.К. не давал Тарухану “Пути Благословения” для продажи и рассылки, ибо он не сделает это хорошо. Ремизов написал новую чудную книгу, говорит в ней о Черном Камне Клятвенном и о Матери Мира. Возможно, мы ее в будущем издадим.
Приехали мы в Школу, пошли в Музей. В общем Н.К. все очень понравилось, сказал, что нужно завесить окна картинами, ибо белые тени не нужны. <…> Очень понравился ему новый этаж. Он чувствует в Школе чудную атмосферу, говорит, что все солидно. Потом мы немного посидели в приемной, и Н.К. говорил при Тарухане об ошибках Морея — что он рано приехал, ибо ему было сказано, что Тарухан должен приехать раньше, а он позднее; затем, что Морей имел обиды на братьев и сестер, чего делать нельзя; затем, что он хочет служить высшим,а не низшим путем, а в служении все пути одинаковы; затем, он [напрасно] думает, что быть композитором важнее, чем учителем. Также [Н.К.] сказал, что Морей по натуре прекрасный дух, но М.А. опасна.
Потом мы пошли пить чай в чайную, которая напомнила Н.К. атмосферу в петроградской школе. Там Н.К. раздал всем нам, алтайским сестрам2), ступни Будды чудной по красоте работы — подарок, присланный нам Е.И., о котором она писала раньше. Наша секретарша, которую мы представили Н.К., написала ему под впечатлением момента чудное письмо. Затем мы довели Н.К. до отеля “Александрия” и разошлись, сказав при Тарухане, что встретимся в 9 часов. Но уже в 6.30 были у Н.К. Он нам показал коллекцию тибетских танка, привезенных для Корона Мунди. Их сорок [штук], некоторые очень редкие, поразительной яркости красок и разнообразия сюжета. Также [он] показал нам изображения Будды Майтрейи, одно из них сказано дать Мерриту с вопросом, чувствует ли он в себе силу принять его. Также чудные вещи времен Акбара: масляную лампу, флакон для духов из меди и камни из стены дворца Акбара, собранные Е.И.
Потом он нам говорил об “Алатасе”. Условие с авторами: 10% — автору, 10% — “Алатасу”, 80% — на издержки, книгопродавцам, расходы по жалованию и найму и на печатание книги, что не должно превысить 20%. Одобрительно отозвался об обличье книг и сказал, что нам нужно будет иметь в будущем книжный магазин. “Алатас” должен выпустить акции, и пусть их продает Тарухан.
Мы все ужинали, потом пошли наверх, к 9 [часам] пришли Нару и Тарухан. Н.К. говорил об Индии и о неизбежности там революции, о Тагоре, который повсюду действует нетактично, о Босе Сене, знаменитом биологе, соединяющем науку с духом. Затем Н.К. вынул Учение и прочел нам “Обращение к Кругу — Порума пусть строит Дома Блага, Радна пусть идет на гору, Нару — к целебному источнику, готово почтение посылкам Авираха. Пусть Ояна принесет дар Тары на гору Алтая, Видящая пусть найдет свое место” и так далее, затем чудные притчи о Христе и два видения, одно Е.И., а другое — видение Акбара. Затем он дал мне часть писаний, чтобы начать переписывать, и мы ушли, полные радости.
Светик возмужал, очень серьезен. “Буддийские легенды” Юрия3) печатаются в Париже у Гюнтера. Вчера получили от Яруи “Пути Благословения”. Вчера также была в “Theatre Arts” статья об Н.К. со снимком “Русь языческая” [“Идолы”].
Н.К. сказал нам, что поедет обратно в Берлин и Париж, где он должен получить концессии на земли в Алтае под [разработку полезных ископаемых] для агрикультурного применения. На высоте 7000 футов будет построен Храм, а город — в долине. На высоте 11 000 футов будет место Встреч4). <…>