В 1977 году в Болгарии стартовала масштабная программа популяризации искусства семьи Рерихов, включающая публикации в прессе, выпуск книг переводов произведений Рерихов и книг о них, культурные мероприятий, а также выставки картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. В ходе мероприятий, в которых принимали участие и советская делегация (от Музея Востока было представлено пять картин), была достигнута договоренность об экспонировании выставки в СССР. 1)
Картины прибыли из Болгарии в Ленинград 2 ноября 1978 года и поступили в Государственный Русский музей по акту от 2 ноября 1978 года № 4193.
Данный акт имел несколько особенностей. Согласно акту, в СССР прибыло 296 картины (132 – Н.К.Рериха и 164 – С.Н.Рериха). Из акта следовало, что к отправке предполагалось 300 картин, но четыре картины С.Н.Рериха («Хижины» №102, «Поля» №163, «Работа ночью» №167 и «Над тропой» №168) не были доставлены в СССР. При этом три картины Н.К.Рериха («Снежная дева»2) №1, «Александр Невский» №7, «Рассказ Шамбхаллы»3) №8) также не прибыли из Болгарии, но были заменены на три другие картины Н.К.Рериха («Холм Тары», «О, Грядущий» и «Серафим»4)
Акт так же содержал пункт о том, что 14 картин подлежат возврату в Болгарию:
Нумерация акта велась согласно приложенного к акту поящечного списка картин на английском языке из 300 позиций, включавшего, в том числе не прибывшие и замененные картины. Изменения и исправления, сделанные в списке, описывались в примечании на второй странице акта. На основании акта был так же составлен поящечный список на русском языке, однако нумерация в данном акте сбилась относительно английского списка.
На копии списка на английском языке, хранящейся в Русском музее, есть рукописные пометки. В частности, в списке картин Н.К.Рериха звездочками выделены не прибывшие картины:
и в рукописной сноске дано примечание: «№1,7,8 loaned by Mr. H.Kejerival», а в списке картин С.Н.Рериха звездочками отмечены картины «Работа ночью» (№167) и «Над тропой» (№168), которые также не поступили в СССР. В этом документе имеется сноска: «№167 & 168 loaned by Mr. H.Kejerival».
Изменения в этом списке стали причиной многочисленных споров и публикаций в прессе, однако можно довольно точно установить причины сделанных изменений.
«Mr. H.Kejerival», упомянутый в списке – это Хари Кешур Шри Кеджривал, меценат и коллекционер. Встреча Х.К.Кеджривала с С.Н.Рерихом произошла в 1971 году [13]. Как вспоминает сам Х.К.Кеджривал: «Мы стали [с С.Н.Рерихом] близкими друзьями, и мне посчастливилось приобрести у него некоторые из его прекрасных произведений, так же как и несколько картин его всемирно известного отца, Николая Рериха».
Дружба переросла в деятельное сотрудничество, плодом которого стало создание Художественного центра-галереи «Карнатка Читракала Паришатх» [14], хранящего уникальные художественные коллекции индийского искусства, а также и картины отца и сына Рерихов. Как вспоминает Х.К.Кеджривал: «Однажды доктор Рерих встретил меня и сказал, что Бангалор должен иметь художественный музей и институт международного уровня. <…> На следующий день я вернулся и сказал, что смогу выделить пять лакхов рупий от Фонда имени Х.К.Кеджривала».
Для поддержки работы галереи был образован Фонд «Читракала Паришат», членами-основателями которого стали в том числе С.Н.Рерих и Х.К.Кеджривал. Здание галереи было построено за несколько лет и в основу ее экспозиции вошли семейные коллекции искусства Х.К.Кеджривала, а с 1990 года и 117 картин отца и сына Рерихов, подаренных галерее С.Н.Рерихом. Со дня создания центра как С.Н.Рерих, так и Х.К.Кеджривал были его активными членами. По свидетельству генерального секретаря центра, Нанджунды Рао: «Святослав Рерих не пропускал ни одного мероприятия, ни одного заседания правления Читракала Паришатх» [15].
По словам Х.К.Кеджривала, ему посчастливилось приобрести у С.Н.Рериха некоторые его картины и картины его отца. Согласно современным исследованиям [16], в состав коллекции картин Х.К.Кеджривала входит не менее 11 работ Н.К.Рериха и не менее 3 картин С.Н.Рериха. Среди них – как раз те картины, которые не попали на выставку в СССР в 1978 году и помеченные как «loaned by Mr. H.Kejerival»: картины Н.К.Рериха – «Снежная дева», «Александр Невский», «Рассказ Шамбхаллы»; картины С.Н.Рериха – «Работа ночью», «Над тропой».
Данные картины в составе коллекции Х.К.Кеджривала экспонировались в галерее Карнатка Читракала Паришатх и в 1997 году были опубликованы в составе альбома галереи [17]. Их присутствие в галерее засвидетельствовано российскими и болгарскими исследователями творчества Рерихов, а изображения вошли в российские каталоги картин Рерихов [18]. Так же картины попали в кадры фильма «Младший сын. С.Рерих» (режиссер Л.Тележко, 2000). В ходе фильма Х.К.Кеджривал повествует о дружбе с С.Н.Рерихом и о своём собрании картин С.Н.Рериха [19]. Сам С.Н.Рерих, регулярно бывавший в галерее, безусловно, любовался этими картинами.
Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что причина, по которой пять картин не были доставлены в СССР – это их продажа коллекционеру Х.К.Кеджривалу. Нет никаких фактических свидетельств, что картины прибыли позже или экспонировались на выставках в СССР. В архивах не выявлено дополнительных актов поступления или замены картин.
Причина, по которой 14 картин должны были вернуться в Болгарию — так же понятна. В ходе болгарской выставки 22 мая 1978 года С.Н.Рерих подарил 11 своих работ Болгарии, о чем есть соответствующие документальные свидетельства [20]. Согласно каталогу болгарской выставки, кроме картин из коллекции С.Н.Рериха в выставке участвовали и семь картин из собрания К.Кэмпбелл. Из этих семи три картины Н.К.Рериха также были преподнесены в дар Болгарии [21]. Не случайно при экспонировании в СССР выставка имела подзаголовок: «… из музеев Индии, Народной Республики Болгария и собрания С.Н.Рериха».
Все 14 подаренных картин по сей день демонстрируются на выставках Национальной галереи иностранного искусства в Софии, а десять картин Н.К.Рериха, включая «Холм Тары», «О, Грядущий» и «Терафим», внесены в официальный каталог картин Н.К.Рериха, изданный галерей [22].
Что касается картины С.Н.Рериха «Хижины» («Huts. Our Countryside»), то на сейчас она находится в коллекции музея Николая Рериха в Нью-Йорке, куда была передана К.Кэмпбелл. Очевидно, что она не попала в СССР в виду того, что так же перешла в собственность этого владельца (в болгарском каталоге выставки собственники картин С.Н.Рериха не указаны). Остается не выясненной судьба эскиза «Поля» (или «Осенние поля»).
!! Оглавление ⇒ Главная сайта
Обсуждение