Рерих Николай Константинович, российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Юрия Рериха и художника Святослава Рериха.
Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нагаре «Урусвати» (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом).
Николай Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой «космической эволюции».
Среди верных соратников мастера были его жена Елена Ивановна Рерих (1879-1955), а также сыновья, востоковед Юрий Рерих (1902-1960) и художник Святослав Рерих (1904-1993).
Николай Рерих учился в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Был членом объединения «Мир искусства», занимая пост его председателя в 1910-18.
Археология была очень близка Николаю Константиновичу Рериху. Еще в детстве Николай Рерих начал под влиянием Л.Ивановского изучение курганов. Учась в университете Николай Рерих много времени отдает славянской археологии. Его увлекает неизученность, новизна материала, огромные возможности изысканий и открытий в области древнерусской истории.
Николай Рерих по рекомендациям А.Спицына и С.Платонова становится членом Русского археологического общества и летние месяцы каникулов посвящает раскопкам. В 1894 году, интересуясь культурой племен Древней Водской Пятины, Николай Рерих осмотрел двадцать семь курганов и раскопал из них одиннадцать.
В 1897 году он вскрыл неизвестный могильник при мызе Извара. Его раскопки сопровождались, как правило, большой подготовительной работой. Он тщательно изучал район, перекочевывая от деревни к деревне, всматриваясь в еле приметные бугры, насыпи, груды камней, которые напоминали бы исчезнувшие курганы. Много времени при этом Николай Рерих уделял массовым опросам крестьян о найденных в земле старых вещах, местных обычаях, поверьях.
Сохранившиеся отчеты Николая Рериха о раскопках свидетельствуют о подлинно научных приемах исследования молодого историка, глубоком знании им материала, его тщательной обработке. Но в мир археологии Николай Рерих пришел не только как пытливый ученый, но и как живой, искренний воодушевленный поэт.
Обладая большой творческой фантазией, Николай Рерих на материале крайне скромных находок силой воображения умел создавать волнующие картины прошлого. «Колеблется седой вековой туман; с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед вами заманчивое тридесятое царство; шире и богаче развертываются чудесные картины»,- писал художник в статье «На кургане».
В этой же статье он рисует ряд ярких бытовых сцен из жизни древних славян, сложившихся в его сознании во время раскопок. Статья заканчивается выразительными словами: «Похудели тюбики красок, распухли альбомы и связки этюдов, наполнился дневник всякими заметками, описаниями раскопок, преданиями, повериями… Много всякого материала, вырастают картины, складываются образы. Пора к дому!»
Много внимания Николай Рерих уделяет археологии и после окончания Университета. Он производит раскопки, читает лекции в Археологическом институте, пишет статьи, выступает с докладами в Русском археологическом обществе, Обществе архитекторов-художников. Научные изыскания Николая Рериха были весьма плодотворными и давали ему богатый материал для творческой деятельности.
На рубеже XIX-XX веков Рерих активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, «искания будущей жизни» (как он пишет в очерке «Иконы», 1910).
После Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом, главным образом в США.
1 октября 1920 года Рерихи на теплоходе прибыли в Нью-Йорк по приглашению Роберта Харше, директора Чикагского института искусств.
В декабре 1920 года в Нью-Йорке открылась первая выставка художника на американской земле.
В Нью-Йорке Николай Константинович также встречался с различными людьми. Например, с Бахметевым и Заком они обсуждали, как объединить все художественные, артистические и литературные силы в Америке в одно общество.
В 1924 в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха.
С 1923 Н.К. Рерих начинает из Сиккима свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию совместно с Ю. Н. Рерихом с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все более значительный международный авторитет в роли своего рода мирового посредника.
В 1925 он через Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям «Послание махатм», духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России.
В 1926-28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий как гуманитарных, так и естественнонаучных Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати от санскритского слова, означающего «утренняя заря») в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги «Алтай-Гималаи» (1927), «Сердце Азии» (1929) и «Шамбала» (1930).
В 1934-35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии.
В 1992 году в Москве создан Международный центр Рерихов, который был преобразован из Советского фонда Рерихов.
На смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов «Цветы Мории» (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького) «письмена» об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.
Все больше сил Рерих вместе с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. учение Агни-Йоги («Огненной йоги»), отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной цивилизации.
Свои философские проповеди он издает в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи «Мира через Культуру» воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954.
Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков «Листы дневника» (1934-35) и «Моя жизнь» (1936-47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры в т. ч. с Р. Тагором и Дж. Неру он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений.
Е.И.Рерих – С.Н.Рериху 2.03.1925:
«Он (Н.К.) с каждым днем становится изумительнее, полное самозабвение, все для плана и такое желание, чтобы каждый из участников не расплескал доверенную ему чудесную чашу».
11.07.1922
«Вечером в этот же день мы имели сеанс у Н.К., причем все стояли за столиком вчетвером, а Ю.Н. записывал. После сеанса, на котором нам было, между прочим, велено стоять самим четыре раза в неделю и развивать силу, я и Нуця1) пробовали писать автоматически,2) но ничего не вышло. Ю.Н. пробовал писать, и вышло “Мориа” и разные рисунки.
Потом сел за стол Н.К. и нарисовал автоматически дивный знак для Корона Мунди с числом 11.VII.1922 и надписью: “Я даю, да, да, да”. Потом, по просьбе Юрия, Н.К. опять сел и нарисовал автоматически будущий русский герб на горностаевой мантии с челноком и парусом, двумя восьмиконечными звездами и одним крестом на куполе».
10.07.1922 «Я хочу записывать все касающееся Рерихов, ибо думаю, что через несколько лет мне придется написать воспоминания о Николае Константиновиче и Елене Ивановне. Слишком великие и необыкновенные они люди, чтобы мир о них не знал, да и, кроме того, они ученики М.М. и избраны Им для большой миссии в Америке, Индии и России, как мне сегодня говорила Е.И.
Сегодня за столом Н.К. рассказал пару анекдотов из русской народной жизни, он их чудно рассказывает».
12.07.1922
«Н.К. необычайно прост, и все его советы полны мудрости».
23.07.1922
«Н.К. удивительно мил и прост в жизни».
14.07.1922
«Она [Е.И. Рерих] — вдохновение Н.К. Он без нее картину не напишет, всегда просит ее выбрать ему место, где писать, и запоминать увиденные краски. Если место или выбранный им сюжет не понравится ей, он там ни за что писать не будет. М.М. ей говорил: “Учи мужа писать картины. Твой вкус — Мой вкус”.».
15.07.1922
«Нуця и Юрий сели играть в шахматы, но потом Н.К. попросил их пойти поснимать чаек на скале. Они ушли, и он предложил мне продолжить их партию. Мы оба не играем, — конечно, сделали невероятные ходы и ужасно смеялись, ибо Н.К. сказал: “Ну, светлые силы ушли, темные пришли”. Мы все ужасно хохотали, потом Нуця и Юрий вернулись обратно, а мы сели по своим местам как ни в чем не бывало. Но, конечно, все сразу раскрылось.
Вечером у нас был дивный сеанс, все главным образом для Книги3). А потом Н.К. сел писать автоматически, и пришло дивное послание от М., потом — рисунок гробницы, где они все будут делать раскопки (в Азии, в будущем, с Ю.Н.). Потом писал Юрий. У него чудно идет карандаш, но очень смешно двигаются пальцы — вот мы и опять хохотали. Вообще вечер прошел прямо среди чудес. Е.И. тоже пробовала, и у нее получается, но еще слабо. Н.К. говорит: “Мы еще безграмотны”.»
16.07.1922
«Вечером у нас был общий сеанс. Потом Юрий писал автоматически и получил дивные послания по-английски, а Н.К. — по-русски…
Рассказала она [Е.И. Рерих] два своих сна в 1910-1912 годах.
Первый сон: едут они с Н.К. в колымаге по России, все черно, мрачно, гроза, пусто кругом, и вдруг взвивается на небе огромный змей и падает на землю, причем его хвост разделяется пополам и покрывает двумя ветвями небо. Под влиянием этого сна Н.К. написал картину “Крик змия”.
А второй сон был через пару дней после этого. Опять они оба едут в колымаге по России, все кругом пусто и серо, словно вымерло, такой скучный серый день без всяких красок. Вдруг перед ними — холм. Е.И. выходит из колымаги и подходит к этому холму, желая взойти на него и посмотреть кругом. И видит, что это не холм, а громадный жирный змей, который свернулся множеством колец и спит. Она удивилась и ушла…
Н.К. своего детства абсолютно не помнит, только один сон, который повторялся три дня подряд, когда ему было около тринадцати лет. Он увидел во сне высокую белую фигуру с закрытым лицом, которая подошла к нему вплотную и через покрывало смотрела на него, чем он был очень напуган.
Характерный эпизод был сегодня вечером: мы смотрели из комнаты через окно на заход солнца, а на веранде сидели Нуця с Ю.Н. и играли в шахматы. Мы стали смотреть на них и смеяться их движениям при игре. Н.К. подошел к окну и показал сыну язык. Тот очень смутился, а Е.И. спрашивает мужа, в чем дело. А Н.К. говорит: “Я хотел Юшу подвести, чтоб он мне ответил тем же, вот бы удивился Мор[ис] Моис[еевич], ибо принял бы это, наверно, на свой счет”.
Интересный случай произошел этой зимой с Н.К. в Метрополитен-музее. Подошел к нему вдруг в вестибюле какой-то человек и говорит: “Вы кого-то ожидаете, давайте присядем. Ваш интеллект намного превосходит интеллект всех присутствующих здесь людей. Вы сейчас нуждаетесь в деньгах, но однажды станете очень богаты. До свидания”, — помахал ему рукой и исчез4).
Бедная Е.И. мне сегодня жаловалась, что всю свою жизнь мечтала иметь огромный письменный стол, принадлежащий только ей. В Петрограде был куплен стол — его взял Н.К., еще один, красного дерева, — дети забрали. “А я, — говорит, — работала, читала и писала в одном кресле”.
Когда Е.И. стала невестой Н.К., она и мать жили с ее тетей (это было уже после смерти отца). Бедный Н.К., когда ездил к ним, чтобы никого не обидеть, всем кузинам и тетушкам привозил конфеты, коробок десять, так что приезжал к ним, бывало, весь нагруженный».
Обсуждение